Выставка "Графика Звука"
Государственная Академическая Капелла, октябрь-ноябрь 2014
Куратор: Дмитрий Шубин
Список
Юрий Акбалькан. 5.1.1. Для семи синусоид (2014)
Владимир Горлинский. Widerhall 2. Перст Бога (2011)
Дмитрий Курляндский. Партия Алкесты из оперы-инсталляции Некийский цикл (2013)
Алексей Наджаров. Dual Saxophone.
Алексей Наджаров. Девушки как кусты. Струнный квартет.
Сергей Невский. Arbeitsfläche (2011). Для валторны, альта, ударных, рояля, тубы и контрабаса.
Марина Полеухина. Part as Part of Parts. The glass (2014)
Марк Пришлый. Лабиринт Эхо (2014)
Владимир Раннев. Опера "Два Акта" (2005-2012)
Николай Рубанов. Замкнутость (2014)
Елена Рыкова. Stop at the next cloud or I'll turn into a scorpion (2013)
Алексей Сысоев. Меланхолия (2012). Для струнного квартета.
Сергей Хизматов. Супрематическая композиция № 1 (2008)
Николай Хруст. Евгеника 1. Итальянский концерт (2009). Для ансамбля и электроники.
Александр Чернышков. Almatiki daechta для голоса соло (2010)
Кирилл Широков. Untitled beams & rests (2014)
Дмитрий Шубин. Acoustic surfaces (2014)
Дмитрий Шубин. Звуковой конструктор (2014). Для импровизационного оркестра.
Из каталога выставки:
В процессе подготовки этой выставки мне пришлось неоднократно вспоминать фразу Джона Кейджа, написанную им в предисловии к книге «Нотации» (1969), ставшей первым глобальным трудом по графическим и другим нетрадиционным нотациям: «Это собрание [музыкальных рукописей - Д.Ш.]» складывалось скорее благодаря обстоятельствам, нежели благодаря каким-либо процессам отбора». Должен сказать, что и данная выставка формировалась примерно подобным же образом, и, возможно, для систем нечеткой логики именно этот принцип является наиболее подходящим.
В самом общем смысле, под графической нотацией понимается репрезентация музыки с использованием визуального языка вместо (или наряду) с системой традиционной музыкальной нотации. Графические нотации очень условно можно разбить на две группы: нотации, которые являясь вполне конвенциональными и лишь используют те или иные графические элементы, и те, в которых преобладает графический элемент, в то время как символы традиционные почти — или вовсе — не используются.
Говоря о нотации, в первую очередь следует воспеть славу великому итальянцу Гвидо д’Ареццо (990 – 1050), который, собственно, и изобрел ту систему записи музыки, которой — с различными добавлениями и улучшениями — мы и пользуется по сей день. Проблема, однако, заключается в том, что за тысячелетие, прошедшее с того времени, наше восприятие мира — и, соответственно, звука в нем — несколько изменилось. Термины «геометрия» и «геометрия Евклида» перестали быть синонимами, земля перестала покоиться на трех китах, а аристотелева логика убедительно доказала, что не является единственно верной. Изменился мир, изменился звук и изменились способы фиксации этого звука. Графическая нотация — как раз об этом. Графическая нотация — это фиксация модальностей, система нечеткой логики, язык описания, в котором означаемое и означающее находятся в сложных и не всегда кодифицированных отношениях.
Заглянув в «Википедию», можно найти отдельную подробную статью, посвященную графической нотации, на английском, немецком, французском, голландском, китайском, японском и многих других языках. Но вот на русском языке статья «Графическая нотация» до сих пор отсутствует. Мне кажется, это показательно. Не то чтобы в российской музыке графическая нотация малоизвестна или малоупотребима — совсем нет; более того, прошли те времена, когда она являлась чем-то «авангардным» или даже «модным». Графическая нотация сегодня — вполне устоявшееся явление, занимающее свою определенную нишу как в компонированной, так и в импровизационной музыке. Но в то же время это и явление достаточно очевидно недооцененное, как в смысле потенциала музыкального текста, так и огромных возможностей чисто визуальной репрезентации, в ней заложенных. Внести свою небольшую лепту в восполнение этого пробела и призвана настоящая выставка.
Я благодарен всем участникам за предоставленные работы, за советы и пояснения, данные в процессе подготовки. Я также признателен за всестороннюю помощь Владимиру Ранневу. Особая благодарность — Николаю Медведеву и Арт-центру «Пушкинская-10», который и сделал эту выставку возможной.
Дмитрий Шубин
куратор выставки